Рынок коммерческих автомобилей резко упал

Рынок коммерческих автомобилей резко упал

Падение российского рынка грузовиков в 2013 году оказалось значительно глубже, чем рынка легковых автомобилей. Продажи снизились на 29%, сильнее всего у иностранных брендов. Участники рынка связывают это в первую очередь с завершением крупных строительных проектов, общей стагнацией экономики и снижением инвестиционной активности, что приводит к падению спроса на коммерческий транспорт. В январе тенденция сохранилась, причем теперь жертвой стал российский КамАЗ. Если по 2013 году он показал снижение продаж всего на 4%, то в январе — на 26%.

Продажи грузовиков массой 14-40 т в 2013 году упали на 29%, до 83,9 тыс. машин, следует из презентации КамАЗа о ситуации на рынке (есть в распоряжении "Ъ"). Эти данные сейчас являются наиболее репрезентативными, поскольку Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) уже год не публикует статистику продаж грузовиков. Лидером рынка традиционно стал сам КамАЗ, которому удалось продать 38,6 тыс. грузовиков (включая сборочные машинокомплекты). Но по сравнению с 2012 годом продажи КамАЗа упали на 4%. При этом доля завода на рынке выросла на 11,3 п. п. до 45%. Второе место сохранил белорусский МАЗ, но его продажи упали почти вдвое, до 7,5 тыс. грузовиков, а доля рынка снизилась на 4 п. п., до 9%. Продажи "Урала" (входит в группу ГАЗ) упали 3,8%, до 5 тыс. автомобилей, его доля увеличилась на 1 п. п., до 6%.
 
Спрос на иномарки в 2013 году упал на 40,9%, до 33,1 тыс. машин. Общая доля иностранных производителей сократилась на 8 п. п. до 40%. Продажи MAN снизились на 41%, Mercedes-Benz — на 14,5%, Scania — на 22,5%, Volvo — на 37,6%. Каждый из них продал по 5,3 тыс. машин, следует из данных КамАЗа. Также на 42,6% упали продажи DAF (3,9 тыс. автомобилей), на 70,5% — Iveco (2 тыс. автомобилей) и на 39,2% — Renault (1,7 тыс. машин). Дозвониться до представителей иностранных автоконцернов вчера не удалось. В КамАЗе ситуацию объясняют общим падением рынка, замедлением темпов экономики и завершением крупных строительных проектов: объектов в Сочи, Универсиады и форума стран АТЭС. В 2014 году с учетом экспорта завод планирует продать 43,5 тыс. грузовиков и сохранить 45% российского рынка.
 
Рынок коммерческого транспорта начал падать осенью 2012 года после введения в России утилизационного сбора, который сильнее всего ударил по импорту тяжелых грузовиков (размер сбора для них составляет 250-450 тыс. руб). По данным АЕБ, в 2012 году продажи машин массой более 16 т упали на 12%. Российский рынок легковых автомобилей падает с марта 2013 года. По данным PricewaterhouseCoopers в прошлом году продажи составили 2,6 млн машин, на 5,5% ниже, чем годом ранее.
 
Источники "Ъ" среди автопроизводителей отмечают, что рынок коммерческого транспорта "наиболее чувствителен к стагнации в экономике". "Общее снижение инвестактивности сразу бьет по закупкам грузовой и строительной техники, потом падение перекидывается на сегмент бюджетных автомобилей",— отмечает один из них. По его оценкам, в этом году "предпосылок для восстановления не намечается", большинство производителей "исходят из пессимистичного прогноза на год". Об этом говорит и негативная статистика января 2014 года — по данным КамАЗа, даже его продажи упали на 26%, до 1,4 тыс. машин. Продажи иностранных брендов снизились на 12%, до 1,2 тыс. машин.
 
По мнению Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", на снижение доли иностранцев повлиял не только утилизационный сбор, но и девальвация рубля, которая привела к удорожанию импорта. "Рост присутствия отечественных производителей связан с тем, что их при сжимающемся рынке поддерживается стабильный госзаказ",— добавляет эксперт. Он полагает, что пик падения продаж в коммерческом транспорте уже пройден, по итогам года рынок покажет нулевую динамику, при этом продажи тяжелых грузовиков могут упасть в пределах нескольких процентов.

 

Metaprom.ru по материалам ИД «Коммерсантъ»

Добавлено 19.02.2014; просмотров: 3320


Новые обзоры и публикации раздела Прочее промышленное оборудование, услуги

Фото Тема Дата Просмотров
Металлопрокат. Тенденции рынка. Времена "легкой" торговли закончились... 20.03.2023 10537
Компания РЕКАРА: особенности лазерной резки в Екатеринбурге 16.05.2022 31849
Сертификация бытовой химии 06.05.2022 29835
Германия вводит внешнее управление над Gazprom Germania 05.04.2022 30958
ОАО РЖД расстается с французскими активами 04.04.2022 30982
Промышленность ждет большого кризиса 25.03.2022 31535
Российские компании теряют доступ к западным технологиям нефтесервиса 21.03.2022 31732
Власти подготовили план поддержки ТЭКа 18.03.2022 31901
Будущее за Сибирью 17.03.2022 31962
Белый дом снимает ограничения в стройке и на границе 16.03.2022 31980


Вверх страницы