Верхнее строение пути (ВСП) – это единая комплексная конструкция, включающая рельсы (воспринимают нагрузку от подвижного состава и передают её на шпалы), шпалы (воспринимают нагрузку от рельсов и передают ее на балластный слой), рельсошпальные и стыковые скрепления, балластный слой (воспринимает нагрузку от шпал и передает ее на грунт), а также дополнительные устройства, к которым относятся стрелочные переводы, противоугоны, переводные и мостовые брусья, контррельсы и прочее. Соединенные между собой рельсы стыковыми скреплениями, а промежуточными скреплениями со шпалами, образуют рельсо-шпальную решетку (путевую решетку). Шпалы заглубляются в балластный слой, который в свою очередь опирается на основную площадку грунта. Если проезжая часть без балласта (например, на мостах), то рельсы опираются на железобетонные плиты или деревянные мостовые брусья.
Верхнее строение пути служит для направления движения подвижного состава. Оно воспринимает и упруго передает на основную площадку грунта динамические воздействия колес поезда. Эксплуатация ВСП проходит в сложных условиях, подвергаясь воздействию атмосферных осадков, колебаний температуры, ветра и воздействию проходящих поездов. Поэтому верхнее строение пути должно быть достаточно устойчивым, прочным, долговечным и экономичным. В зависимости от грузонапряженности установлены три типа всп: особо тяжелый, тяжелый и нормальный. Для каждого типа разработаны стандарты, которые определяют их размеры, конструкцию и качество материала.
Основными производителями материалов верхнего строения (МВСП) пути являются такие крупнейшие предприятия как ОАО «НКМК» (г.Новокузнецк) – ведущего производителя рельсовой продукции в РФ, ОАО «ММК-МЕТИЗ» (г.Магнитогорск), ОАО «НТМК» (г.Нижний Тагил), ОАО «Муромский стрелочный завод». Летом 2008 года приступили к работе четыре дочерних общества ОАО "РЖД" по производству материалов верхнего строения пути: ОАО "ТрансВудСервис" (производство и пропитка деревянных шпал), ОАО "БетЭлТранс" (производство железобетонных шпал), ОАО "Новосибирский стрелочный завод" и ОАО "Первая нерудная компания" (производство щебня). Эти предприятия были созданы в соответствии с концепцией реформирования путевого комплекса ОАО "РЖД".
Продукция этих предприятий востребована структурными подразделениями ОАО «РЖД» и практически всеми промышленными предприятиями, для которых железнодорожное хозяйство является важной составляющей сбалансированного функционирования действующих производственных мощностей, а также логистических технологий. В совокупности протяженность собственных подъездных ж/д путей промышленных предприятий РФ составляет более 60 тыс.км – это около 70% от длины путей общего пользования. Объемы грузоперевозок по промышленным ж/д путям втрое превышают объемы магистральных перевозок.
Исследования регионов, проведенные Центром маркетинговых исследований, показали, что крупные предприятия (предприятия металлургии, автомобилестроения, машиностроения, горнодобывающей и химической промышленности и т.д.) содержат собственные структурные подразделения ж/д транспорта и постоянно финансируют поддержание железнодорожных путей в работоспособном состоянии. Среднемасштабные предприятия по использованию ж/д коммуникаций делятся на три категории: первые (40%) – предприятия лесной и деревоперерабатывающей отрасли, имеющие собственные структурные железнодорожные подразделения, активно использующие и содержащие их в хорошем состоянии; вторые – это предприятия, периодически пользующиеся ж/д путями в своей деятельности и содержащие их в исправном состоянии, третья – предприятия, которые частично или эпизодически используют ж/д пути, вследствие чего они находятся в неудовлетворительно состоянии. Для большинства средних и малых предприятий собственные железнодорожные пути являются второстепенной по значимости производственной структурой. Поэтому ремонтно-восстановительные работы и замена оборудования проводится только по необходимости и планирование технической реконструкции производится только на ближайший период.
На сегодняшний день на рынке железнодорожного строительства успешно работают многие предприятия. Имея богатый опыт и обладая необходимыми ресурсами, они способны обеспечить заказчикам удобные и функциональные, безопасные и долговечные железнодорожные коммуникации. Крупные строительные компании, как правило, оказывают полный комплекс услуг по проектированию и ремонту железнодорожных путей, в том числе услуг по ремонту подъездных путей, строительству железных дорог и текущему обслуживанию ж/д путей и, собственно, самих подъездных путей.
Ссылка по теме (рекомендуем): Железнодорожная доска объявлений на портале Metaprom.ru - №1 в России и странах СНГ по популярности!