Ценовой коллапс российского рынка бетона, цемента и арматуры 2009

Нынешний кризисный строительный сезон ни для кого не стал неожиданностью. «Всё то, о чём так долго говорили большевики» благополучно сбылось и мы получили то, что в общем-то и ожидали. Хотя, есть всё же одна неожиданность, приятная для потребителей, но отнюдь не приятная для производителей.

Как в «Иронии судьбы» у Жени Лукашина была традиция: каждую пятницу ходить в баню, таки и у российских производителей и продавцов строительных материалов тоже традиция: каждый год, в майские праздники они начинают разгонять цены на основные строительные материалы. Однако, в этом году «баня» отменилась. Ежегодное «первомайское» повышение цен на бетон, цемент, арматуру, пиломатериалы и т.д., ставшее уже "доброй традицией", в мае 2009 года не состоялось. Как же так, а как же «окучивание» дачников в ажиотаже слепого спроса на всё это великолепие?

В этом году на рынке стройматериалов мы наблюдаем относительный "ценовой штиль". Цены на большинство позиций основных строительных материалов будто замерли на прошлогодней отметке в ожидании старта. Впрочем, некоторые группы материалов к лету 2009 даже упали в цене, продолжая демпингово-конкурентную борьбу на «похудевшем» рынке. Больше всего потеряли в цене цемент и товарный бетон. Сюда же можно отнести и строительную арматуру. Являясь обязательным атрибутом любой масштабной стройки, цемент, арматура и бетон, долгие годы держали строителей и подрядчиков в постоянном напряжении. Цены росли динамично, уверенно и бескомпромиссно. Строители, работающие с Евроцемент груп наверное до сих пор помнят ежемесячное подорожание цемента на разрешённые ФАС 10%. Тогда, цемент дорожал аж на 100-120% за год.

Сейчас, спустя несколько лет, кажется, что этого и не было вовсе. Евроцемент с того времени успел потерять значительную долю российского цементного рынка. Виной тому – пресловутое задирание цен на цемент, не обоснованное пожалуй ничем, кроме желания поскорей вернуть вложенные в покупку цементных предприятий деньги. Ведь уже тогда СМИ активно писали, что Елена Батурина продала Евроцементу свои заводы отнюдь не по сходной цене, а с большим заделом. Дескать, стоимость проданных цементных заводов была явно завышена и Филарету Гальчеву просто физически надо было как-то восполнять потери. Впрочем, было это давно и вряд ли сейчас стоило об этом вспоминать.

Как бы там не было, но 2007-2008 годы стали самыми сложными и переломными для российского цементного рынка, да и для предприятий производящих строительную арматуру тоже, Все "устои" пошатнулись, цементный рынок и металлургическую отрасль перетряхнуло с ног на голову. Случилось то, чего явно не ожидали российские производители цемента и арматуры. Вопреки всем препонам, сложностям логистики, стоимости доставки, пролоббированным российскими цементниками высоким таможенным пошлинам, трудностям разгрузки, отсутствию вагонов, портов с «нужными» пирсами и так далее, в некогда "подконтрольные" районы потянулись корабли и эшелоны цемента и арматуры из Китая, Турции и Сибири.

А ведь российские производители так надеялись на непробиваемость всех перечисленных преград, так надеялись… Вспомнился Автоваз, который делает ставку не на улучшение качества продукции и разумное ценообразование, а на ухудшение условий для конкурентов (высокие таможенные пошлины лоббированные в думе) и повышению цены на автомобили. Легко рулить ценами, когда на рынке нет конкурентов, либо, когда они поставлены в изначально невыгодные условия.

Что же нам показали январь-май 2009 года. Отрегулированный правительством курс доллара дал «от ворот поворот» цементу и арматуре из Китая и Турции. Пробившиеся на московский рынок заводы компании Сибирский цемент (Топки и Искитим) заработали репутацию: «цементик так себе, второй сорт - не брак». Технологи бетонных заводов, работавших с Топками и Искитимом, довольно сдержанно отзываются об качестве Сибцемента. Возможно, здесь сказывается нечистоплотность поставщиков, мудрящих с марками цемента и накладными, возможно – дальняя дорога. Но как бы там ни было, Топки и Искитим - не пользуются популярностью у многих заводов, производящих товарный бетон и ЖБИ.

Строительная арматура и бетон существенно потеряли в спросе. Рынок потребления загнулся вместе с ажиотажем на недвижимость. Ведь, бетон и арматура являются главными компонентами железобетона, а железобетон в свою очередь – главный строительный материал современного девелопера. Монолитные технологии правят балом. Кризис и замороженные девелоперские мегапроекты порушили все светлые надежды российских производителей арматуры и бетона.

Спрос упал настолько, что в металлургической отрасли произошли страшные вещи, которые не происходили даже в самые тяжёлые для СССР времена: на некоторых предприятиях были остановлены Мартеновские печи! Объясняют это резкой необходимостью модернизации производства и заменой старых печей новыми и т.д. Хотя, тысячи уволенных металлургов наталкивают совсем на другие мысли. Ну да не суть.

Весна 2009 года, стала серьёзным испытанием для производителей бетона. Они продержались на год больше цементников. Перефразируя бородатый анекдот, хочется сказать про наших бетонщиков: «Осенью было плохо, зимой чуть не померли, весной пожалели, что не померли зимой». Наша компания занимается поставками бетона, ЖБИ, цемента и арматуры аж с далёкого 1993 года. И на моей памяти хуже по спросу были лишь 95-96 годы. Почему – не могу вспомнить. Даже кризисный 98 пролетел без особых тягостных воспоминаний. А эта весна конечно «удалась».

Цена на бетон упала до уровня «ниже плинтуса». Впрочем, там же лежит и цена на щебень, цемент, арматуру. Причём, даже при такой цене некоторые предприимчивые граждане умудряются демпинговать. Как они этого достигают многие наверное понимают. А те кто не понимают – попадают порой в очень неприятные ситуации. Тут тебе и обман и замены марок и недовоз и т.д и т.п. А как потом всё это исправлять, особенно подмены марки бетона… Как говорится – гуляй Ваня, пока портки широки…

На сегодняшний момент отвалилась целая армия посредников и спекулянтов. Предприятия ранее занимавшиеся только оптовыми продажами арматуры вышли «на базар с лотком». Теперь они стараются иметь дело с непосредственными потребителями, а не с посредниками. Бетонные заводы занялись логистикой, арендовали автобетоносмесители и стали сами продавать бетон частникам и строительным организациям.

Цемент в буквальном смысле навязывается бетонным заводам и комбинатам ЖБИ. Обилие выгодных предложений некогда дефицитнейшего продукта радует потребителей, они пользуются случаем и гнут цены ещё ниже, хотя ниже – только контрафакт и левак. Долго ли продлится эта ситуация – покажет время.

Строительная машина замерла в недоумении и ожидании чуда, которое непременно должно случиться, вот-вот, когда кончится кризис. Все ждут некого дядю Сэма, который взмахнёт волшебной палочкой и снова всё станет хорошо. Миллионы кубов бетона по дорогому прайсу, бесконечные эшелоны арматуры, и много-много цемента, страшно дефицитного и ещё более страшно дорогого. Ну что ж, подождём и мы, а там глядишь - «заграница нам поможет»…

Материалы предоставлены информационно-торговым ресурсом www.avtobeton.ru

 

Добавлено 17.06.2009; просмотров: 3376


Новые обзоры и публикации раздела Бетон, ЖБИ, кирпич, стеновые материалы

Фото Тема Дата Просмотров
Требования к основанию при производстве бетонных полов 15.09.2009 2994
ЖБИ - от истоков до новейшей современности 24.06.2009 3497
Опалубка 24.06.2009 6729
Строительство стен дома 29.05.2009 3860

Вверх страницы