Железнодорожные шпалы – это специальные брусья, служащие опорой для рельсов. Они применяются при сооружении железнодорожных путей и линий метро. Шпалы укладывают перпендикулярно рельсам на основание (из сыпучих материалов – в железнодорожном строительстве и из бетона – в метрополитене). Эти бруски перераспределяют нагрузку от проходящего состава и придают путям дополнительную жесткость.
Первые шпалы изготавливались из камня, но более выгодным в экономическом отношении оказалось дерево. Сегодня по всему миру производятся и устанавливаются в основание железнодорожных и метро путей шпалы деревянные пропитанные. Для того чтобы продлить срок службы древесины, шпалы насыщают специальными составами, преимущественно – креозотом. Креозот – это сильнейший антисептик, вырабатываемый из дегтя. В наши дни для пропитки шпал применяют и другие вещества: сланцевое и каменноугольное масло, огнезащитные составы, антисептики ЖТК, получаемые из нефти.
Шпалы деревянные, продажа которых осуществляется многочисленными предприятиями по всей России, делятся на два основных типа - для подъездных путей и для главных путей. Шпалы из дерева обладают целым рядом преимуществ: они упруги, достаточно долговечны, легки в обработке, обладают качествами электрического изолятора. В России, с ее огромными запасами хвойной древесины, большую часть шпал производят из сосны, ели и кедра, причем основное производство сосредоточено на Урале и в Сибири. Загляните на Железнодорожную доску объявлений портала Metaprom.ru, и вы обнаружите там сотни предложений по продаже железнодорожных шпал.
Нужно сказать, что единственным слабым местом деревянных шпал остается их относительная недолговечность. В зависимости от сорта дерева и характера пропитки, а также условий эксплуатации шпала может прийти в негодность за 7-40 лет. Вот почему шпалы железнодорожные пропитанные стремятся заменить на другие виды. В разных странах, в том числе и у нас, изготавливают железобетонные и стальные шпалы, а в Японии придумали даже шпалы из полимеров.
Однако наиболее универсальными и дешевыми остаются шпалы деревянные – продажа этих изделий составляет существенную часть экономики. Производители деревянных шпал вынуждены бороться за долговечность своей продукции, поэтому уделяют большое внимание методам пропитки. Самым распространенным и надежным является способ нагнетания антисептика по схеме "вакуум-давление-вакуум". Эта технология основана на чередовании воздействия разреженной атмосферы и высокого давления на древесину и обеспечивает равномерное поступление состава на всю глубину бруса. Кстати, именно создание новых составов для пропитки деревянных шпал считается перспективным направлением, поскольку цена и эксплуатационные характеристики этих деталей делают их наиболее распространенными.
На правах рекламы