Железнодорожные грузоперевозки в России

Если сравнивать железнодорожные грузоперевозки с перевозками грузов всеми другими видами транспорта (авиа- и автотранспорт, морские и речные суда) то именно железной дороге принадлежит несомненное лидерство. Достаточно привести некоторые цифры.

Доля грузооборота страны, приходящегося на железнодорожный транспорт, составляет порядка семидесяти процентов.

Длина ж/д. путей страны составляет более 85 тысяч километров. По показателю грузооборота железнодорожный транспорт Россия находится на втором месте в мире, уступая в этом показателе Соединеным Штатам Америки (2 триллиона тонно-километров против 2,3 трлн. т-км.)

В настоящее время в целом поддерживается положительная динамика коммерческих перевозок, хотя и был заметен значительный спад из-за кризиса. Сейчас показатели железнодорожных грузоперевозок постепенно возвращаются к докризисному уровню.

Если рассматривать рынок железнодорожных перевозок по вагонному парку, то наибольшая доля принадлежит Открытому акционерному обществу «РЖД» и парку ДЗО «ОАО «РЖД» - более 55 процентов в общем объёме.

При этом на маршрутах внутри страны доля вагонного парка РЖД составила порядка 60 процентов.

Железнодорожные перевозки грузов различаются по типу груза и стоимости перевозки. От этого зависит и выбор вагона – крытого полувагона, платформы, цистерны или вагона для перевозки специальных грузов.

В последнее время значительно вырос объём контейнерных перевозок, что обусловлено целым рядом преимуществ.

Особенность железнодорожного рынка России является тот факт, что значительный его объём находится в собственности государства.

Появление большого количества частных компаний, несомненно, повлияло бы на стоимость данного вида услуг. Но процесс появления новых игроков на данном рынке грузоперевозок серьёзно замедлен, на что в немалой степени повлиял и недавний кризис.

Тем не менее, частным компаниям получили свою долю рынка, образовав довольно значительный парк подвижного состава.

Ещё совсем недавно частные компании распространяли свои амбиции только на экспедиторские услуги, которые оказывались с использованием государственного железнодорожного парка.

Тем не менее, если смотреть на сегодняшнюю ситуацию, то частные игроки уже могут обеспечить почти четвёртую часть всех железнодорожных грузоперевозок, владея в своей собственности почти третью грузовых вагонов. Несомненно, это настораживает главного грузоперевозчика – РЖД, но вряд ли это представляет для него реальную конкуренцию.

При любом варианте частные компании, оказывающие услуги по грузовым перевозкам, не могут строить свою деятельность без сотрудничества с государственной инфраструктурой железных дорог. Конкуренция пока проявляется между частными владельцами подвижного состава.

Если вернуться в историю, то первые частные вагоны в России появились на закате СССР. Уже в те времена начала проявляться нехватка вагонов, отсутствовала возможность их модернизации и обновления. Поэтому, при развитии экономики новой России, когда появилась потребность в обеспечении высоких объёмов грузоперевозок, частные кампании начали проявлять к нему значительный интерес.

Первопроходцами в этой области стали крупные промышленные предприятия, которым необходимо по роду своей деятельности перевозить значительное количество сырья и продукции. В основном это были предприятия металлургической, химической и нефтеперерабатывающей отраслей.

Благодаря этому обеспечивалась бесперебойная загрузка вагонов, но это нельзя было назвать их коммерческим использованием.

С переменами в тарифной сетке за использование вагонного парка удалось оказать влияние и на стоимость услуг по грузоперевозке.

Благодаря этому у частных компаний появилась возможность составить конкуренцию по ценам государству давать свой подвижной состав в пользование другим клиентам. Благодаря этому увеличилось и производство вагонов, так как возникла реальная потребность в новых вагонах, предназначенных для самых разных целей.

Если коснуться характера грузов, то на это значительное влияние оказывает система тарифов, которая разделена на три уровня. Первый, наиболее высокий охватывает транспортировку продукции чёрной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности и товаров народного потребления.

Если считать по данной ставке, то объём перевозок частных компаний уже превзошёл РЖД. А перевозка сырья, например угля, практически не вызывает интереса у частных перевозчиков, так как оценивается по наиболее низкому тарифу. 

В отличие от государства частные компании предлагают более гибкую ценовую политику, в том числе сезонные и клиентские снижения цен. Тем не менее, достаточно часто бывает, что РЖД предлагает более низкие цены чем «частник».

Главный недостаток государственного перевозчика в том, что он не всегда может быстро предоставить требуемый тип вагонов. Поэтому иногда клиентам приходится переплачивать «частникам». Важным достоинством частной компании является и лояльность к клиенту. Сюда входит обеспечение нужного маршрута в сжатые сроки, без накладывания огромных штрафов за простой вагонов.

Частные железнодорожные перевозчики делятся на несколько категорий. Первые – это сервисные компании, которые были созданы на базе крупных промышленных компаний. В основном они обслуживают эти компании, попутно оказывая услуги и другим клиентам. В нефтеперерабатывающей отрасли это «ЮКОС-Транссервис» и ЗАО «ЛУКойл-Транс», в металлургии - «РусалТранс» и «ММК-Транс». Есть подобные перевозчики и в других отраслях.

Второй тип – независимые операторы, для которых железнодорожные грузоперевозки являются основным родом деятельности. Они первоначально ориентированы именно на потребности рынка и прилагают все усилия, чтобы его удовлетворить, предоставляя новые виды вагонов и обновляя свой подвижной состав.

Добавлено 07.07.2010; просмотров: 2231


Новые обзоры и публикации раздела Грузоперевозки (авто, ж/д, авиа), логистика

Фото Тема Дата Просмотров
Грузоперевозки. Транспортировка металлопроката 02.11.2016 143
ОАО РЖД предлагает вернуть ей право владеть вагонами 10.10.2016 226
Объединенных железнодорожников разделят по-новому 30.09.2016 326
Грузоперевозки в промышленных масштабах 27.08.2015 1494
Железнодорожные операторы не готовы оперативно расстаться со старыми вагонами 14.02.2013 1180
ОАО «РЖД» проигнорировало «Систему». Лисин объединит ПГК. 18.10.2012 1453
Владислав Иноземцев: о планах модернизации БАМа и Транссиба 14.06.2012 2759
Руководству ТагАЗа грозит уголовное преследование 05.06.2012 1773
Прибыль АвтоВАЗа за счет господдержки 22.05.2012 2151
Отечественные производители автомобилей 04.05.2012 4773

Вверх страницы