Строительное и коммунальное машиностроение

Строительная и коммунальное машиностроение входит в состав тяжёлого машиностроения. Данная ветвь машиностроения специализируется на производстве машин и деталей, а также ремонте оборудования для строительства и коммунальной сферы.

Как и все заводы тяжёлого машиностроения, предприятия данной отрасли отличаются высоким потреблением металла и энергопотреблением. Для строительного и коммунального машиностроения в основном характерны предприятия, выпускающие готовую продукцию, то есть наладившие полный цикл производства. Тем не менее, есть и заводы, специализирующиеся на выпуске определённого оборудования, деталей или механизмов.

Если говорить о структуре, то около 90% предприятий расположено в европейской части России. Все остальные находятся в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Стоит сказать о том, что на размещение предприятий отрасли минимально влияют природные факторы – водные ресурсы, полезные ископаемые и т. д. На первый план выходят факторы экономического плана. Это транспортные связи, близость к потребителям, наличие трудовых ресурсов и т. д.

По своему характеру большая часть заводов строительного и коммунального машиностроения создавались как универсальные, имея полное обеспечение собственными заготовительными, ремонтными и вспомогательными производственными мощностями.

Поэтому одной из основных задач, которые поставила перед строительным и коммунальным машиностроением современные экономические требования рентабельности является рост уровня специализации производства, что приведёт к уменьшению дополнительных расходов, а, следовательно, и снижению себестоимости продукции.

Как мы уже говорили выше по территориальному признаку строительное и коммунальное машиностроение, более всего тяготеет к регионам потребления продукции. Поэтому можно сказать, что предприятия отрасли есть во всех экономически развитых регионах страны.

Кроме своей ориентированности на экономически развитые районы, данная ветвь отрасли территориально находится как можно ближе к источникам сырья, то есть, что характерно для машиностроения, к предприятиям металлургической промышленности.

Одним из важных направлений интенсификации и повышения рентабельности предприятий отрасли является их специализация (как предметная, так и технологическая). Таким образом, появляется больше возможностей для внедрения и использования высокотехнологического оборудования, автоматизации, повышения производительности труда.

Теперь о том, какую продукцию выпускают предприятия коммунального и строительного машиностроения. Это:

- оборудование для проведения для землеройных и мелиоративных работ;
- строительные машины и оборудование;
- коммунальное машиностроение (лифты, системы вентиляции и т. д.);
- машины для заготовки леса и торфяной промышленности;
- детали и узлы для вышеперечисленного оборудования и т. д.

Теперь о предприятиях коммунального и строительного машиностроения. Вот некоторые из них.

На выпуске коммунальной и дорожной техники специализируются: завод дорожных машин из Рыбинска; Кемеровский завод дорожных машин; Орловский завод автогрейдеров; Курганский завод дорожных машин; Коростенский завод дорожных машин «Октябрьская кузница»; опытно-экспериментальный завод СКБ «Мелиормаш»; Пензенский завод коммунального машиностроения; Челябинский завод дорожных машин им. Колющенко.

Из производителей строительных машин: НПО ВНИИСМИ Минстройдормаша, г. Химки; Новосибирский завод строительных машин; Орский завод строительных машин; Саратовский завод строительных машин; Стерлитамакский завод «Строймаш»; Волжский и Красногорский заводы цементного машиностроения и др.

Как видите география заводов строительного и коммунального машиностроения довольно разнообразна. Тем не менее, в структуре данной отрасли в настоящее время продолжает оставаться основной предметная и подетальная специализация, идущая со времён Советского Союза.

Большинство предприятий имеет полный или расширенный цикл производства, и намного меньше специализируется на выпуске отдельных узлов или ремонте машин и оборудования. В течение всей истории подотрасли было создано достаточное количество крупных предприятий, практически полностью обеспечивающие потребности внутренних потребителей.

И большая часть из них, подтверждая вышесказанное, основаны по принципу «натурального хозяйства», то есть имеют налаженное производство «от А до Я», что отрицательно сказывается на их рентабельности в условиях современного производства.

Поэтому разукрупнение и специализация производства является необходимым условием для повышения рентабельности и дальнейшего развития отрасли строительного и коммунального машиностроения.

Источник: Промышленный портал Metaprom.ru

Добавлено 16.09.2010; просмотров: 3918


Новые обзоры и публикации раздела Машиностроительное оборудование, станки

Фото Тема Дата Просмотров
Автопрому прописали госрегулирование 21.10.2016 288
Mazda Sollers вложит 2 млрд рублей в новый завод во Владивостоке 06.09.2016 1325
Как выбрать оборудование для кузнечных цехов и мастерских? Советы от профессионалов STANEW.RU 23.09.2015 1179
Продажи АвтоВАЗа продолжают падать 03.05.2012 2117
Между бывшими партнерами по Тракторным заводам разгорелся спор по поводу кражи технологий 12.04.2012 2736
В. Черномор рассказал о том, почему покупка Сибэнергомаша оказалась попаданием в десятку 15.03.2012 2239
ОМЗ ведет переговоры о покупке ЗАО Муромэнергомаш 01.03.2012 4441
АвтоВАЗ снова будет делать машины из импортного автолиста 24.02.2012 2055
Группа ГАЗ теряет выручку 22.02.2012 1468
На Metaprom.ru уже представлено более 12 000 объявлений по машиностроительному оборудованию 01.06.2011 1665


Вверх страницы