Обзор мирового рынка стали на 15.11.07

Кажется только "непробиваемая" толстолистовая сталь остается иммунной к спаду, охватившему мировой рынок. Хотя снижение цен происходит, как правило, достаточно медленно, противостоять этому процессу сложно.

Объем предложения сейчас избыточный вследствие экономического спада в западных странах и наличия излишков готовой продукции, образовавшихся еще в течение I полугодия. Впрочем, все это не исключает возобновления роста цен в начале 2008 г. из-за подорожания сырья и дальнейшего роста транспортных расходов, но вряд ли металлургам удастся полностью компенсировать увеличение своих затрат.

Полуфабрикаты

В ноябре китайские экспортеры заготовок оказались буквально выбиты с рынка Восточной Азии японцами. Из-за принятия в Японии летом этого года новых, более жестких, строительных стандартов в стране произошло резкое падение спроса на длинномерный прокат, а мелкие предприятия, обычно выпускающие арматуру и сортовой прокат, были вынуждены переключиться на заготовки и искать для них рынки сбыта за рубежом.

Начав в августе поставки с цен порядка $600/т C&F, японские компании за два месяца опустили их, примерно, на 10% (в иенах). В ноябре их продукция котировалась на уровне, примерно, $550-570/т C&F. Большая часть продаж приходится, при этом, на Корею, тогда как Тайвань благодаря расширению собственного производства за первые 10 месяцев текущего года сократил импорт заготовок более чем на 60%, до 1,05 млн. т.

Китайские компании не слишком заинтересованы в том, чтобы вступать в ценовую конкуренцию с японцами. На внутреннем рынке стоимость заготовок достигает $480-500/т ex-works и с учетом уплаты НДС и 15%-ной экспортной пошлины отправка за рубеж по текущим ценам на внешнем рынке не выгодна. К тому же, в деловых кругах КНР вновь активизировались слухи о возможном увеличении экспортных пошлин на стальные полуфабрикаты и готовую продукцию на 5%.

Вьетнамские прокатные заводы весьма активно импортируют заготовки из СНГ, но при этом им удалось сбить цены от октябрьских $590-595/т C&F до $585/т C&F. Металлургам приходится идти на уступки, т.к. спрос в Европе и на Ближнем Востоке остается низким, из-за чего цены на полуфабрикаты российского и украинского производства опустилась до $480/т FOB.

На рынке слябов все пока практически без изменений. Спрос не слишком высок, а рост затрат на перевозки, в основном, приходится покрывать поставщикам. В странах СНГ плоские полуфабрикаты котируются, примерно, между $450 и $500/т FOB.

Конструкционная сталь

Активность на рынке длинномерного проката постепенно замирает, как это, в общем, и положено в начале зимы, когда в странах Северного полушария снижается интенсивность строительных работ. Кроме того, негативное влияние на торговые обороты оказывают и другие факторы.

В Азии складывается достаточно интересная картина, когда внутренние цены на конструкционную сталь в стране-экспортере - Китае - чуть ли не выше, чем в окружающих государствах, традиционно покупающих там арматуру и катанку. По данным китайской метассоциации CISA, стоимость арматуры в восточных провинциях едва не достигла $600/т, хотя другие источники приводят более скромные показатели - $560-575/т ex-works. Впрочем, ненамного отличаются от этого уровня цены в Корее и на Тайване и только в Японии стоимость продукции, деноминированная в "потяжелевших" иенах, превышает $630/т с доставкой.

Из-за этого, кстати, японские компании приостановили экспорт длинномерного проката в США, где цены на арматуру в ноябре спустились до около $570 за короткую т (907 кг) ex-works ($628,5 за метрическую т). Американская компания Nucor заявила, что оставит в декабре цены без изменений, но, при этом, сообщает о наличии трудностей со сбытом несмотря на ослабление конкуренции со стороны импорта.

Впрочем, в длинномерном секторе продолжают дорожать балки и рельсы. Японские компании после долгих переговоров добились от своих американских партнеров согласия на 15%-повышение цен по контрактам, покрывающим поставки с сентября 2007 г. по июль 2008. При этом, американцы, импортировавшие в прошлом году более 170,3 тыс. т рельсов (рост на 37% по сравнению с 2005 г.), пытались выторговать у японских экспортеров расширение объема поставок, но те отказали, сославшись на повышенный спрос на рельсы со стороны Австралии и Бразилии, где повышенными темпами строятся железные дороги, необходимые для доставки в порты железорудного сырья, добыча которого в этих странах стремительно наращивается.

В Европе и на Ближнем Востоке потребители держат импортные цены на стабильном уровне, заставляя экспортеров нести расходы на подорожавший фрахт. Турецкие компании были вынуждены сбавить цены на арматуру до $535-550/т FOB, и только при поставках в Западную Европу стоимость этой продукции может достигать $560/т FOB. Экспортеры из СНГ уже получают запросы по $520/т FOB, а то и менее.

Листовая сталь

Как и три месяца назад, китайские компании снова оказались "впереди Азии всей", взвинтив в ноябре цены на г/к рулоны. Новые предложения выставляются ими по $620-640/т C&F, при том, что до этого максимальным уровнем цен на горячий прокат считались в Восточной Азии $610/т C&F. В принципе, китайцев можно понять. Их заставляет поднимать цены, прежде всего, дороговизна сырья: стоимость импортной железной руды уже приблизилась в Китае к $200/т CIF. Однако потребители пока отказываются принимать новые цены и заключать сделки на предложенных условиях.

Пожалуй, можно сказать, что китайские компании со своими новыми ценами просто несколько забежали вперед. Ряд азиатских компаний, включая тайванскую China Steel и китайскую Baosteel анонсировали увеличение стоимости своей листовой продукции на $25-40/т, что должно вывести г/к рулоны как раз на уровень $620-650/т C&F, но только с начала I квартала 2008 г.

Более оправданными представляются действия китайских производителей толстолистовой стали. Этот вид продукции по-прежнему высоко востребован, так что увеличение его стоимости не представляет особых проблем. Особенно острый дефицит на рынке судостроительного листа, который китайцы намерены предлагать в январе уже по $1000/т C&F. Всего лишь в конце октября аппетиты китайских компаний в этом отношении не превышали $900/т. Как считают аналитики, взлет цен на судостроительные сорта толстого листа потянет вверх стоимость и других категорий данной продукции.

Европейцы и американцы также надеются на успешный скачок цен в январе, но в настоящий момент положение по обе стороны Атлантики существенно различается. Европейские компании, чтобы избавиться от импортной конкуренции, обострившейся вследствие повышения курса евро, приняли решение о снижении цен, примерно, на ?20/т по сравнению с октябрем. Средняя стоимость г/к рулонов упала до ?460-470/т ex-works, а х/к - до ?530-545/т. При этом, минимальный уровень цен на импортный горячий прокат составляет в странах ЕС около ?465/т CIF при значительной большей длительности поставки, чем у местных заводов.

В то же время, американские меткомпании, приподнявшие цены на г/к рулоны в ноябре до $530 за короткую т ex-works, настроены достаточно оптимистично. По их оценкам, конкуренция со стороны импорта невелика, т.к. стоимость горячего проката из-за рубежа не ниже $540-545 за короткую т CIF и продолжает увеличиваться. В то же время потребители к концу года изрядно опустошат свои запасы и уже в январе, возможно, приступят к новым закупкам.

Специальные сорта стали

Рынок нержавеющей стали застыл в неустойчивом равновесии. С одной стороны, подорожание никеля, к середине ноября вновь достигшего $33000-35000/т, требует от производителей повышения цен. С другой, надежды на восстановление рынка, прежде всего, в Восточной Азии, похоже, оказались преждевременными. Спрос в Китае, было приподнявшийся в сентябре-октябре, снова снизился. Наблюдатели считают, что причина заключается в ужесточении кредитной политики китайскими банками, вызвавшем неуверенность у потребителей. Японская компания NSSC, поразмыслив, решила отказаться от ранее запланированного расширения выпуска (вернее, восстановления его прежних объемов) и сообщила, что оставит производство на прежнем уровне до марта. Правда, другое решение о повышении цен в ноябре на 20 тыс. иен/т, не было пересмотрено.

В Европе еще ни одна компания не определилась со своими ценами на декабрь. Как уже отмечали металлурги, новые значения доплаты за легирующие элементы будут объявлены ближе к концу месяца, когда ситуация, возможно, немного прояснится.

Металлолом

На стоимость металлолома на различных рынках все большее влияние оказывает такой фактор как стоимость перевозок. Наиболее ярко он проявляется в последнее время в Азии, где из-за сокращения производства длинномерного проката в Японии появились значительные излишки материала.

Экспортные цены на японский лом H2 опустились до $325-330/т FOB, а на недавнем аукционе крупная партия была продана по $322/т FAS. Однако из-за значительных расходов на доставку этот материал достается корейским потребителям по $340-345/т C&F, а на Тайвань приходит по ценам вплоть до $365/т C&F. По той же причине российский лом 3А, отправляемый из дальневосточных портов, поступает на корейский рынок по ценам порядка $360-370/т C&F, а на тайванский - до $385/т C&F. Цены на американский HMS №1 могут достигать на том же Тайване и $390/т C&F.

Аналогичная картина, может, менее наглядно наблюдается в Турции. Меткомпании из этой страны закупают европейский материал HMS №1&2 (80:20) по $330-340/т C&F, но сравнимый по качеству материал из США доходит до $350/т C&F и более, из них $80-85/т приходится на оплату фрахта. Лом 3А из СНГ занимает промежуточное положение. Его стоимость в Турции составляет около $340-345/т C&F, а в портах данный материал стоит около $300/т FOB, что, примерно, соответствует уровню внутренних рынков России и Украины.

Виктор Тарнавский, 19.11.07 // UGMK.INFO

Добавлено 21.11.2007; просмотров: 1570


Новые обзоры и публикации раздела Материалы и обзоры: строительство и недвижимость

Фото Тема Дата Просмотров
"По-моему, цена на жилье и так запредельная" - владелец СУ-155 Михаил Балакин 22.04.2014 3584
ГУП "Московский метрополитен" не получило оферты от главных застройщиков метро 13.08.2013 954
Россия вложит 450 миллиардов рублей в строительство дорог 24.06.2013 783
"Мостотрест" может стать субподрядчиком МИСКа в строительстве развязки на МКАДе 03.06.2013 886
Генподрядчики борются за контракт на строительство развязки на МКАДе стоимостью свыше 5 млрд руб. 20.05.2013 853
Власти Москвы разрешили выкупать прилегающие к зданиям участки по кадастровой стоимости 13.05.2013 884
Инвесторы олимпийского строительства попросили материальной поддержки у правительства 09.04.2013 700
Китайские инвесторы не попали на рынок 04.04.2013 869
Рост импорта обесценивает развитие собственных мощностей цементных заводов 02.04.2013 757
Серия статей о крупнейших представителях российской строительной отрасли 25.11.2011 1085


Вверх страницы