Рынок дорожно-строительной техники России. Импорт сильнее





Объем и тенденции рынка дорожно-строительной техники России

Дорожно-строительная техника – это маневренные и мощные экскаваторы, бульдозеры, катки, грейдеры, подъемные краны, асфальтоукладчики, уборочное оборудование, инструменты и приспособления, применяемые в строительстве зданий, дорог, аэродромов и проч., а также в коммунальном хозяйстве. Дорожно-строительная и спецтехника являются в наше время основными инструментами строительных и ремонтных работ различных масштабов. Малая дорожная техника или строительная техника для больших объектов – главные помощники рабочих и неотъемлемая часть всех строек города и ремонтно-строительных процессов.

В статье мы рассмотрим рыночные сегменты трех наиболее распространенных видов строительной техники – экскаваторов, бульдозеров и грейдеров.

Объем производства всех видов дорожно-строительной техники с 2004 г. увеличивается значительными темпами. Прирост объемов выпуска бульдозеров по итогам 2008 г., несмотря на кризис, составит около 9%, экскаваторов – 17%, а бульдозеров – 20%.

Виды дорожно-строительной техники

Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные для копания и перемещения грунта. Все экскаваторы делятся на две большие группы: непрерывного действия – многоковшовые и периодического (цикличного) действия – одноковшовые. Многоковшовые экскаваторы обе операции выполняют одновременно; одноковшовые эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта. Производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Несмотря на это, одноковшовые экскаваторы распространены шире т.к. они выполняют как земляные, так и погрузочно-разгрузочные работы в самых тяжелых, в т.ч. скальных (с предварительным взрыванием) грунтах. Применение многоковшовых экскаваторов ограничено: в основном их используют при рытье траншей и добыче нерудных материалов в карьерах с однородными грунтами без каменных включений.

По способу перемещения экскаваторы бывают сухопутные и плавучие. По конструкции ходового устройства сухопутные экскаваторы подразделяют на гусеничные, колесные и шагающие (последние бывают только одноковшовыми).

Колесные экскаваторы по сравнению с гусеничными легче и значительно мобильнее, поэтому с объекта на объект перемещаются своим ходом. Гусеничные экскаваторы мощнее своих колесных «собратьев» и удобнее при работе в условиях бездорожья.

Производство дорожно-строительной техники в России

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России существуют 4 крупных предприятия по производству бульдозеров, около 12 – по производству экскаваторов и 4 завода, выпускающих автогрейдеры.

Рис. 1. Структурная динамика выпуска дорожно-строительной техники российскими предприятиями, 1998-2008 гг.

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

Рис. 1., показывает, что из трех рассматриваемых видов строительной техники, экскаваторов производится больше всего. Экскаваторы, действительно, наиболее распространенный вид строительной техники, востребованной рынком. Соотношение в российском производстве «экскаваторы–бульдозеры–автогрейдеры» выглядит примерно так: 50:35:15, в то время как соотношение рыночных сегментов сильнее смещено в сторону экскаваторов и выглядит как 70:20:10. Такая разница имеет место из-за различной роли импорта в рассматриваемых сегментах, о чем пойдет речь далее.

Производство экскаваторов

Динамика выпуска российскими предприятиями экскаваторов с 2004 г. имеет только положительные тенденции. За 2008 г. было произведено более 5900 экскаваторов, причем прирост относительно предыдущего года составил 17%.

Основные производители представлены на рис. 2.

Рис. 2. Структура производства экскаваторов основными производителями России

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

Наибольшая доля в объеме выпуска экскаваторов в России на протяжении многих лет принадлежит ОАО «Тверской экскаватор», которое за 2007 г. выпустило около 2615 экскаваторов, что составило половину всех экскаваторов, выпущенных в России. ОАО «Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского”» с 2004 г. в объеме выпуска экскаваторов имеет долю около 10%, так в 2007 г. предприятием было произведено 446 машин. ОАО «Сарэкс», обеспечившее в 2004 г. 19% общего выпуска экскаваторов, к 2007 г. уменьшило объем выпуска более чем вдвое по сравнению с уровнем 2004 г.

Зарубежные производители экскаваторов

В наибольшем объеме на российский рынок импортируются японские машины (половина импорта). Экскаваторы из Южной Кореи занимают четверть всего импорта в Россию, а доля китайских машин составляет около 10%.

Рис. 3. Структура импорта экскаваторов из основных стран-поставщиков в Россию за I полугодие 2008 г.

Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ

Помимо продукции отечественных производителей, которая подготовлена к работе в суровых условиях русской зимы и вечной мерзлоты, значительную долю на российском рынке составляют корейские экскаваторы Doosan концерна Daewoo, широкий выбор экскаваторов предлагает фирма Hitachi. На российских строительных площадках работает около 30 различных видов экскаваторов Hitachi и Komatsu. Мощная система управления в этих машинах соседствует с простотой и технологичностью обслуживания. Кроме того, база смазочных материалов этой японской техники адаптирована к российским условиям. Большим спросом на российском рынке пользуются также недорогие и простые в использовании китайские экскаваторы фирмы SANY. Компактные машины от 19 до 30 т с большим выбором навесного оборудования прочно занимают свою нишу на рынке строительной техники в России.

Автогрейдеры

Грейдер – прицепная или самоходная машина (автогрейдер) для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов. Грейдеры применяют при строительстве и содержании дорог, аэродромов, в сельском хозяйстве.

Выполнение всех функций грейдера происходит с помощью специального рабочего инструмента – отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Отвал автогрейдера снабжен механическим или гидравлическим управлением, приводимым в действие двигателем. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскости. Иногда на автогрейдере устанавливают вспомогательное оборудование – кирковщик, который состоит из 7–11 зубьев, предназначенный для разрушения дорожных покрытий при ремонте дорог.

.

Производство автогрейдеров

Динамика выпуска автогрейдеров ежегодно увеличивается: в 2008 г. объем производства составил 1547 автогрейдеров, что превышает уровень предыдущего года на 20%.

Рис. 4. Структура выпуска автогрейдеров основными предприятиями России, %

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

 

Среди отечественных заводов лидерство принадлежит ОАО «Брянский арсенал», которое ежегодно выпускает около половины российских автогрейдеров. Завод производит полную гамму автогрейдеров – от легких до тяжелых. В 2007 г. объем выпуска составил 607 машин. ЗАО «Челябинские дорожно-строительные машины» («Группа ГАЗ») производит 30% общероссийского выпуска автогрейдеров, в 2007 г. в натуральном выражении объем производства составил около 400 машин.

В Брянске, помимо «Брянского арсенала», производством автогрейдеров занимаются еще два завода холдинговой компании «Строительные машины и механизмы» (СММ-Холдинг) – Радицкий машиностроительный завод (ООО «РаМЗ») и ООО «Машиностроитель».

Доля ЗАО «Дормаш» в 2004 г. составляла почти 40%, однако по итогам 2007 г. предприятие выпустило только четверть всего объема автогрейдеров России.

Зарубежные производители автогрейдеров

Отечественным производителям автогрейдеров составляют мощную конкуренцию иностранные компании.

Рис. 5. Структура импорта автогрейдеров в Россию основными странами-поставщиками, 2005 – I полугодие 2008 гг., %

Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ

Структура импорта автогрейдеров с 2005 г. до сентября 2008 г. значительно изменилась: доля китайских машин увеличилась с 3% до 55%, в противоположность этому количество японских машин на отечественном рынке сократилось с 43% в 2005 г. до 11% в 2008-м.

Солидную долю на рынке занимает корпорация Caterpillar, которая изготавливает автогрейдеры новой, усовершенствованной серии Н, состоящей из десяти моделей с двигателями мощностью от 92 до 368 кВт. В 2000 г. Caterpillar открыл завод в г. Тосно (Ленинградская обл.), который специализируется на производстве и поставке комплектующих для строительного оборудования на сборочные предприятия в Европе.

Помимо Caterpillar, в России представлены следующие иностранные компании: New Holland, предлагающая серию автогрейдеров из пяти моделей от средних до тяжелых, Terex и Volvo Construction, представляющая семейство из семи автогрейдеров G-900: пять с тандемным приводом и два полноприводных.

В последние годы российский рынок активно осваивают автогрейдеры марки Mitsuber, созданной в 2004 г. специально для поставок в Россию и страны СНГ. Хорошо зарекомендовали себя и автогрейдеры Komatsu.

Недавно на российский рынок автогрейдеров пришли производители из Китая. В конструкции китайских машин используется много узлов, разработанных американскими и европейскими компаниями. Кроме того, китайские производители при продаже техники используют все известные современные схемы финансирования – кредит, лизинг, рассрочка платежей. Из наиболее крупных поставщиков китайской техники необходимо отметить концерн XCMG, компанию Dingsheng Tiangong, LiuGong Machinery Co., Ltd., Zoomlion. Также предлагают автогрейдеры китайские компании Sany, YTO, Shantui.

Бульдозер

Бульдозер это колесный или чаще гусеничный трактор с установленным рабочим оборудованием – отвалом. Этот вид специализированной техники применяют в карьерах при добыче полезных ископаемых, ремонтно-строительных работах дорожного полотна, а также при строительстве зданий, каналов и прочих сооружений. Бульдозеры по типу отвала делятся на машины:

– с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси технического средства;

– с поворотным отвалом, который можно монтировать диагонально с наклоном в обе стороны от продольной оси бульдозера или же перпендикулярно к ней;

– с универсальным отвалом, состоящим из двух шарнирно соединенных половин, который может быть установлен как под наклоном к оси, так и перпендикулярно. Бульдозеры последнего вида называют путеукладчиками.

Производство бульдозеров

В России бульдозеры производят четыре предприятия, общий объем их выпуска за 2008 г. составил 3640 машин, что превысило прошлогодний показатель на 9%. Структура производства бульдозеров по предприятиям представлена на рис. 6.

Рис. 6. Структура производства бульдозеров отечественными предприятиями, %

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ

В течение последних лет наибольший объем выпуска бульдозеров обеспечивает ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак», который за 2007 г. выпустил 2463 машины (74%). ОАО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» произвел 1/5 часть от всего объема российского производства бульдозеров (745 шт.). Другие предприятия в общем объеме производства бульдозеров не превышают 2%.

Зарубежные производители бульдозеров

Основными игроками на рынке импортных бульдозеров от 18 до 40 т являются лидеры мирового машиностроения, такие как Komatsu, Caterpillar, Liebherr. В продуктовой линейке этих производителей присутствует несколько моделей бульдозеров, предназначенных для строительства дорог.

На рис. 7 представлена структура импорта бульдозеров: в I полугодии 2008 г. в страну в наибольшем объеме поступили японские машины. Это 42% от всего импорта, в то время как в 2006 г. их доля составляла более 50%. Доля китайских машин, напротив, за аналогичный период времени, увеличилась с 11% в 2006-м до 31% в I полугодии 2008 г.

Рис. 7. Структура импорта бульдозеров основными странами-поставщиками, 2006 – I полугодие 2008 гг., %        

Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ

Компания Komatsu (Япония) имеет на российском рынке наиболее сильные позиции, отчасти это обусловлено исторически сложившейся ситуацией. Еще во времена Советского Союза именно бульдозеры Komatsu закупали для освоения северных регионов России. Первые машины Komatsu, появившись в нашей стране в 1970-х гг., зарекомендовали себя как надежное оборудование с высокой производительностью и удивительно долгим сроком эксплуатации.

Бульдозеры марки Caterpillar (США) знакомы потребителям СССР и России с 1973 г. Эти машины участвовали в строительстве БАМа. Сейчас компания Caterpillar предлагает продукцию разных компоновок и вариантов специального оснащения. Машины оборудованы различными типами отвалов: прямым, поворотным либо универсальным.

Общая характеристика рынка

Объем рынка дорожно-строительной техники растет высокими темпами и характеризуется увеличением внутреннего производства машин, а также высокой долей импорта.

Табл. Динамика объемов рынка трех видов дорожно-строительной техники, 2000–2008 гг., шт.

год

объем рынка экскаваторов

объем рынка бульдозеров

объем рынка автогрейдеров

2000

3434

2891

1 559

2001

4285

2566

1 107

2002

4110

1718

745

2003

5078

1860

790

2004

5187

1963

661

2005

5906

2693

786

2006

7839

2506

1 085

2007

13269

3209

1 331

2008 (оценка)

14106

4839

1 667

Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ, ФТС РФ

Имеющий место рост объемов рынка бульдозеров, экскаваторов и автогрейдеров до 2008 г. обусловлен рядом причин: увеличением доходов строительных организаций, ростом инвестиций в основной капитал, потребностью в обновлении парка строительной техники, развитием лизинга и кредита, большей информативностью потребителей о видах техники.

Объем рынка экскаваторов до 2008 г. рос очень высокими темпами (к примеру, в 2007-м прирост относительно 2006 г. составил почти 70%), однако наибольшую долю рынка обеспечивают импортные машины, так в 2007 г. зарубежные машины на российском рынке составили 64%, а по оценочным показателям 2008 г. – около 60%.

Объем рынка автогрейдеров также стремительно растет (по оценочным показателям 2008 г. прирост составит 25%), однако в этом сегменте наибольшая доля принадлежит российским производителям (80% рынка в 2007 и 2008 гг.), несмотря на то, что доля импорта увеличивается.

Динамика объемов рынка бульдозеров не так однозначна, как у первых двух видов техники. В 2006 г. прирост составил отрицательную величину, но за последние два года рынок вырос в 2 раза. Доля импорта по итогам 2008 г. составляет 35% в объеме рынка.

Можно отметить, что на рынке дорожно-строительной техники России в 2004–2008 гг. наметилась следующая тенденция: крупные зарубежные производители, включая китайских поставщиков, успешно увеличивают свое присутствие во многих сегментах рынка.

Конкурентное преимущество ведущих зарубежных компаний обуславливается предоставлением товара клиентам с более высокой потребительской ценностью. Это в первую очередь относится к лидерам дорожно-строительного машиностроения: Caterpillar, Komatsu, Hitachi, JCB, Volvo, Terex, Liebherr и др.

Успех китайских производителей на отечественном рынке объясняется сравнительно невысокими ценами на предлагаемые машины (цены китайских бульдозеров до трех раз ниже, чем у ведущих зарубежных компаний и находятся на уровне цен бульдозеров «Уралтрака» и существенно ниже, чем у бульдозеров «Промтрактора»), а также активной рекламной деятельностью компаний и благоприятными условиями лизинга. Высоким спросом пользуется подержанная техника.

Отечественным производителям дорожно-строительной техники противостоит мощная конкуренция компаний передовых стран, которая вынуждает предприятия следовать тенденциям мирового технического прогресса. По мнению специалистов «СМ Консалтинг», в ближайшем будущем отечественным предприятиям не стоит расслабляться. Несмотря на то, что мировой финансовый кризис сократит внешнеторговый оборот России и импорт машин и оборудования неизбежно сократится, необходимо иметь в виду планы ряда крупных иностранных производителей в отношении российского рынка, которые с большой долей вероятности будут реализованы:

· к 2010 г. в Ярославле ожидается ввод в действие завода Komatsu по изготовлению гусеничных экскаваторов, погрузчиков с бортовым поворотом и вилочных погрузчиков;

· продолжается строительство в Нижегородской обл. завода компании Liebherr по производству комплектующих и землеройных машин;

· полным ходом идет строительство завода компании Volvo в Калуге, где планируется выпускать гусеничные экскаваторы;

· в 2010 г. в России ожидается пуск завода компании Hitachi по изготовлению экскаваторов.


Юлия Антонова, портал "ADS-техника"



Раздел: Строительное оборудование

Добавлено 27.04.2009; просмотров: 13545


Другие публикации:


Вверх страницы