Анализ страниц, потерявших поисковый трафик: выявляем проблемы и возвращаем посетителей


Анализ страниц, потерявших поисковый трафик: выявляем проблемы и возвращаем посетителей

Анализ страниц, потерявших поисковый трафик: выявляем проблемы и возвращаем посетителей

Случалось вам полностью терять трафик с Яндекса или Google на проекте, которому было отдано много пота и крови? Еще нет? Тогда вы вовремя открыли эту статью. Дочитайте до конца и намотайте на ус — возможно, она сбережет вам тонну-другую нервных клеток.
 
Сразу успокою: хотя сильная просадка посещаемости крайне неприятна в эмоциональном и финансовом плане, с ней почти всегда можно бороться. Неизлечимых случаев мало. На худой конец можно учесть ошибки и стартовать с новым доменом. Более того, сильное падение трафика обычно вызвано причинами, которые лежат на поверхности. Их может найти практически любой SEO-специалист, на эту тему много статей и докладов.

Скрытая угроза: страницы, потерявшие поисковый трафик
 
Поэтому сегодня мы поговорим о другом. Не об экстренном лечении, а о профилактике. Любой проект может терять посещаемость на микро-уровне — перестают приносить трафик отдельные страницы. Общая посещаемость при этом может стабильно расти за счет других документов.
 
Большинство сколько-нибудь крупных сайтов (от пары сотен url) постепенно накапливают проблемные страницы. Их обязательно нужно найти и разобраться в ситуации. Почему «обязательно»? Все просто:
 
- во-первых, вернуть трафик обычно куда легче, чем завоевать новый;
- во-вторых, мелкие неприятности с отдельными страницами зачастую свидетельствуют о более серьезных угрозах сайту. А значит — помогают их диагностировать на ранней стадии и избегать больших потерь;
- в-третьих, это позволяет держать руку на пульсе ниши и принимать более эффективные решения по развитию сайта.
Вообще говоря, отслеживание проблемных страниц разных типов — это рутинная задача SEO-специалиста. Она входит в джентльменский набор обязательных для мониторинга параметров.
 

Как найти url, переставшие давать посетителей с поиска
 
Когда я несколько лет назад серьезно занялся консультированием по SEO, меня сильно удивило отсутствие на рынке инструментов, которые бы автоматизировали задачу. Пришлось написать собственный скрипт, работавший со статистикой Метрики. Он стал первым из тех, что потом легли в основу сервиса https://bez-bubna.com/. Если вы пользуетесь сервисом, то он сделает все за вас — второй раздел аудита называется «Потерянный трафик», там есть списки страниц, потерявших трафик с Яндекса и Google. Просто скачиваете их и переходите к анализу проблем (см. ниже о том, как найти и устранить причины выпадения).
 
Разумеется, в создании этих списков нет ничего сложного (сервис не зря называется «без бубна»). Вы можете сделать их и вручную, хотя это и слегка муторно. Вот инструкция.
 
1. Выгружаем страницы входа за последний месяц
 
Отчет «Страницы входа» — стандартный для Яндекс.Метрики. Не забываем указать, что нам нужен трафик только с одной поисковой системы. Переключимся на на линейный список, чтобы в выгрузку попали только нужные данные. Теперь можно выгружать в Excel (кнопка вверху справа — «данные таблицы»).

2. В том же самом отчете меняем период на более длинный и снова выгружаем.
 
Например, берем 12 месяцев. Теперь нам нужно отфильтровать страницы, которые имеют слишком маленький трафик. Ведь если посещаемость изменится с 2 человек в год до 0 в месяц — это еще мало о чем говорит. А вот если на конкретный url c Яндекса пришло 200 человек за год и 0 за месяц — значит, что-то не так.
 
В зависимости от размера сайта минимальный годовой трафик, который следует принять во внимание, будет разным. Для небольшого проекта можно использовать 25 визитов, для среднего — 50. Указываем этот лимит в настройках.

3. Сравниваем списки между собой
 
Нам нужно найти те, что есть в списке «за год» и отсутствуют в списке «за месяц».
 
Вы можете сделать это с помощью Excel (Google в помощь). Лично мне в нем работать не комфортно, я не считаю Excel универсальным рабочим инструментом. Поэтому сделал специальный онлайн-сервис, который решает задачу в один клик: https://bez-bubna.com/free/compare.php (бесплатно, без регистрации). Просто копируете один список в правое поле, второй — в левое и нажимаете кнопку «Найти различие».
 
Теперь повторим процедуру для второй поисковой системы. Итак, у нас на руках два списка url — утратившие посетителей с Google и с Яндекса. Что делаем дальше?
 
Как найти причину, по которой пропал трафик и вернуть его
 
Разумеется, причин потери трафика может быть очень много. Не все свидетельствуют о проблемах и требуют действий. Рассмотрим самые распространенные варианты. Мы будем проводить анализ в таком порядке, чтобы сначала делать самую простую работу (а вдруг сложная и не потребуется?).
 
Итак, гипотезы:

Смена адреса страницы или техническая ошибка
 
Для начала проверим ответ сервера, который возвращает страница. Это можно сделать, например в Sreaming Frog (возможностей бесплатной версии достаточно):
 
Какие коды мы можем получить? В большинстве случаев это будет:
 
- 200 (страница доступна) — нужно работать дальше и рассматривать другие гипотезы.
- 301/302 (переадресация) — вероятно, адрес страницы был намеренно изменен. Стоит проверить, все ли в порядке у страницы, которая является целью редиректа.
- 404 (страницы нет) — очень частый вариант. Раз страница когда-то приносила неплохой трафик, удаление, скорее всего, произошло по ошибке. Страницы с 404 не могут долго находиться в индексе поисковиков и приносить трафик. Стоит позаботиться о ее восстановлении.
- 500/504 (ошибка сервера) — явный признак технических проблем. Необходимо разобраться в причинах и позаботиться, чтобы документ отдавал код 200 и имел корректный контент.

Запрет индексации
 
Еще одна распространенная причина — случайный запрет индексации страниц. Возвращаемся к программе, которой мы смотрели ответ сервера и ищем в таблице результатов следующее:
 
- результаты проверки robots.txt (в Screaming Frog — поле «Status»)
- результаты проверки meta robots
- link canonical
 
 
Если страница:
 
- заблокирована в robots.txt
- или имеет мета-тег noindex
- или имеет отличающийся от ее адреса canonical,
то проблема, скорее всего, в том, что настройки сайта препятствуют индексации документа. Необходимо разобраться, был ли запрет сделан намеренно или случайно. Если запрет случаен — то нужно изменить настройки так, чтобы поисковые системы могли добавлять проблемный url в поиск.
 
Неактуальный или некачественный контент
 
Если вы до сих пор не определили причину, по которой страница перестала давать посетителей, то приготовьтесь к чуть более сложному анализу. Нужно понять, может ли контент, имеющийся на странице, вообще приносить посетителей. Дать однозначную инструкцию здесь невозможно: очень много зависит от ниши и специфики сайта.
 
Вот несколько общих направлений для анализа:
 
1. Содержит ли страница контент, который отвечает какой-либо пользовательской потребности (узнать новые сведения, заказать товар или услугу и т.д.)?
2. Достаточен ли объем контента, чтобы адекватно ответить пользователю с поиска?
3. Не является ли страница дублем другой страницы (не обязательно полным)?
4. Соблюдены ли базовые технические требования к оптимизации (текстовый контент выводится непосредственно в код html-страницы, она имеет корректные title и h1)?
 
Наконец, страница сама по себе может быть в полном порядке, но содержать контент, который в данный момент не ищут. Скажем, она посвящена новогодним салатам (их ищут раз в год) или старой новости (когда-то она собрала событийный трафик, а сейчас просто устарела). Обычно с такими страницами нет смысла что-то делать. С другой стороны, если реально качественный контент просто пылится в архиве, можно попробовать подобрать под него более актуальные ключевые слова и чуть-чуть сместить на них акцент.
 
Например, у нас есть новость с заголовком «Аномальная активность клещей в 2012 году», а внутри — комментарий эксперта, как защитить себя от укуса. Ставим в заголовок «Профилактика укуса клещами: как защитить себя во время вспышки энцефалита», добиваемся чтобы советы было максимально удобно расположены на странице — и стабильно получаем трафик по информационному ключевику.
 
Отсутствие в индексе
 
Даже когда технические настройки не препятствуют индексации и страница содержит качественный контент, это не гарантирует ее присутствие в индексе. Поэтому последним этапом — проверяем наличие страницы в поиске:
 
- в Google — через оператор info:
- в Яндексе — через оператор url:
(после оператора — проверяемый url).
 
Если страница не в индексе — добиваемся, чтобы робот мог ее легко найти:
 
- ставим ссылки с других страниц сайта
- ставим ссылки с Twitter (см. инструкцию по ускорению индексации с его помощью)
- добавляем в «переобход страниц» у Яндекса https://webmaster.yandex.ru/site/indexing/reindex/ и инструмент «Сканирование url» в Search Console https://www.google.com/webmasters/tools/submit-url?hl=ru
- добавляем в карту сайта.
 
Разумеется, могут иметь место и более экзотические проблемы, которые не вписываются в эту схему. Если вы столкнулись с такой, можете написать мне, я попробую разобраться в ситуации.

Вместо заключения. Еще раз, зачем нужны все эти мучения?
 
Как видите, задача, особенно если выполнять ее полностью вручную, без использования https://bez-bubna.com/ требует довольно много усилий. Хотя большинство операций просты, времени на детальный анализ уходит порядочно. Стоит ли игра свеч?
 
Однозначно стоит!
 
Думаете напрасно в начале этой статьи фото акулы? Анализ проблемных страниц — это один из способов выловить серьезные проблемы с технической частью. По наводке инструмента были обнаружены, например:
 
- закрытие в robots.txt раздела сайта на 500 страниц;
- неправильная смена структуры сайта (вместо редиректа по старым адресам отдавался 404, все накопленные факторы были растрачены впустую) и как следствие серьезная просадка позиций;
- нерабочий код (у ряда url вместо контента на страницу вываливались технические сообщения об ошибке php).
 
Впрочем, мелкая рыбешка — возврат трафика на отдельные страницы — тоже приемлемая цель, с хорошим соотношением затраты/результат.

Рекомендуем: комплексное продвижение на промышленном портале Metaprom.ru - узнайте подробности >> http://advert.metaprom.ru/priority

 

Добавлено 10.12.2017; просмотров: 617


Новые статьи раздела Маркетинг, реклама, бизнес, консалтинг

Фото Тема Дата Просмотров
Новости рынка контекстной рекламы: «Яндекс» урезает суперкомиссии агентствам 05.03.2019 547
Исследование: ссылки по-прежнему важны для ранжирования в Google 18.01.2019 523
Цветные металлы: литьё, сплавы, титан, алюминий, нихром, цинк 20.12.2018 556
SEO в стиле олдскул: 11 устаревших тактик продвижения 11.12.2018 536
Mail.ru запустила денежные переводы на любой адрес электронной почты 28.02.2018 584
Какие изменения ждут рекламодателей в торгах Яндекс.Директа и как к ним готовиться 28.02.2018 627
Почему заниматься SMM не так уж легко 28.02.2018 603
Ретаргетинг в контекстной рекламе: не бесите потенциальных клиентов 09.02.2018 616
Поисковая или медийная? Как правильно выбрать тип рекламной кампании 06.02.2018 641
Методы увеличения трафика 15.01.2018 600


Вверх страницы