2014 год изменит положение металлургов Челябинской области

Кризис на Украине, санкции Запада, ослабление рубля и практически полное отсутствие в стране длинных денег. Геополитическая обстановка давит на экономику Челябинской области, рост которой практически остановился (индекс промышленного производства по данным Минэкономразвития ЧО в январе – августе 2014 г. вырос всего на 1,9%), а если брать в расчет инфляцию, то можно констатировать падение. 
 
«Деловой квартал» провел очередное исследование крупнейших компаний Челябинской области, составив рейтинг «Золотая сотня».
 
Металлургические предприятия — участники рейтинга сделали наибольший вклад в финансовые показатели «Золотой сотни». Если быть точнее, то они дали 53,1% от общей выручки. Металлургия на сегодня остается и основной бюджетообразующей отраслью региона, но, по мнению многих экспертов, находится в крайне тяжелом положении. Причина — высокая долговая нагрузка компаний на фоне сокращавшегося до последнего времени спроса на металл. В 2013 г. выручка металлургов заметно упала.
 
Впрочем, это не выдавило компании с лидирующих позиций. Так, ММК, просев на 8%, сохранил первое место в рейтинге. В годовом отчете генеральный директор ММК Павел Шиляев основным трендом отрасли в 2013 г. назвал существенное превышение предложения металлопродукции над спросом, что сопровождалось падением цен. На фоне этого экспорт ММК в прошлом году сократился на 35%, тогда как рост продаж на рынок России и СНГ составил всего 6,4%.
 
Выручка ЧТПЗ за прошлый год сократилась на 2%, но в рейтинге крупнейших предприятий ЧО компания  даже поднялась с третьего места на второе. Впрочем, подъем, скорее, связан со значительным падением финансовых показателей (минус 13% по выручке) другого участника рейтинга — Челябинского металлургического комбината (входит в группу «Мечел»). На 1 сентября текущего года чистый долг холдинга Игоря Зюзина составлял 8 млрд руб. Компании пока не удается договориться с кредиторами о реструктуризации финансовых обязательств. В октябре ВТБ и Сбербанк потребовали возврата просроченной задолженности и подали иск к «Мечелу» на сумму более 4 млрд руб.
 
«Высокая долговая нагрузка на металлургические предприятия, на фоне снижения спроса на металлопродукцию, заставляла металлургов на протяжении года с большим или меньшим успехом решать вопросы реструктуризации долгов», — рассказал директор «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов.
 
Такая ситуация, по его мнению, может, в частности, привести к банкротству того же Мечела: «Борьба за спасение предприятия продолжается. При этом независимо от её исхода Мечел  ждёт смена собственника». Более удачно вопрос реструктуризации задолженности решил другой металлургический гигант – ЧТПЗ. «Но и здесь смена собственника весьма вероятна» - полагает г-н Колобов. Стоит напомнить, что весной этого года следственный комитет предъявил основному владельцу  ЧТПЗ Андрею Комарову обвинение в попытке подкупа госчиновника. Как полагают оперативники, в 2011 г. одна из компаний трубопрокатного холдинга необоснованно получила из бюджета более 1,8 млрд руб. По мнение СК топ-менеджер ЧТПЗ и его адвокат хотели это скрыть и пытались дать должностному лицу взятку в $300 тыс. Весной Андрей Комаров был взят под домашний арест, который продлен до 12 ноября. 
 
Из всех металлургических предприятий наибольшее падение показал «Златоустовский металлургический завод». В сравнении с рейтингом прошлого года, предприятие опустилось с 13 на 28 строку (падение выручки 53%). Впрочем, такую ситуацию «ДК» предсказывал еще год назад, когда ЗМЗ лишился стратегического партнера. В 2013 г. группа «Мечел» (который обеспечивал металлургов Златоуста заказами) отказалась от работы с заводом. На предприятие пришел новый собственник — завод «Красный октябрь» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»). Новый менеджмент провел массовые сокращения, часть устаревших цехов была закрыта, что в итоге и отразилось на экономических показателях. В будущем году предприятие может покинуть топ-100. Его место может занять созданный на базе ЗМЗ «Златоустовский электрометаллургический завод» (новое юридическое лицо). Впрочем, история с ЗМЗ, скорее, частный случай.
 
В целом же 2014 г. может поправить положение металлургов:
«Металлургия, однозначно усилила свои позиции на внутреннем рынке. Толчком к этому послужило обострение отношений с Украиной, из-за чего либо снизился, либо вообще прекратился ввоз в Россию украинской металлопродукции» — считает исполнительный директор ЧРО СПП Александр Гончаров.
 
Кроме того, дела металлургов поправит их участие в проектах госкомпаний: «С определенностью можно сказать, что ЧТПЗ, а вслед за ним и ММК заказы от Газпрома уже получили и в тесной кооперации их отрабатывают». Речь о проекте «Сила Сибири» (газовая труба в Китай). По словам Александра Гончарова, на ЧТПЗ идет ускоренная оптимизация мощностей, что необходимо для повышения производительности (чтобы справиться с объемом заказов, которые поступят по линии строительства газопровода «Сила Сибири» и, возможно, «Алтая» - новый проект Газпрома). А вот перспективы загрузки нового рельсобалочного стана ЧМК (который строился под проекты Российских железных дорог) остаются туманными, считает г-н Гончаров: «По проектам строительства высокоскоростных магистралей РЖД ничего определенного пока нет». 
 
Ослабление курса российского рубля, которое некоторые эксперты называют целенаправленной политикой ЦБ, на руку металлургам Челябинской области, как и всем ориентированным на экспорт компаниям. «Доходы они получают в американской валюте, а расходы (налоговые выплаты, в частности) – в рублях. На курсовой слабости национальной валюты они получают положительное сальдо» — поясняет директор филиала БКС Премьер в Челябинск Илья Рощупкин.
 
Ситуация в машиностроении Челябинской области неоднозначная. Одни компании серьезно просели, другие же наоборот укрепили позиции. Так, автозавод «Урал» поднялся в рейтинге сразу на три строки, тогда как еще год назад ситуация на заводе была крайне сложная. Тогда этому способствовало несколько факторов: за восемь месяцев 2013 г. коммерческий рынок полноприводных автомобилей упал на 16% , кроме того, в прошлом году Минобороны отказалось от покупки «Уралов», в адрес предприятия звучали упреки по поводу откровенно устаревшей линейки техники. Осенью 2013 г. группа ГАЗ, в состав которой входит АЗ «УРАЛ», пообещала инвестировать в производство 11 млрд руб. в течение 5 лет. На предприятии сменился управляющий директор. Кресло Виктора Кормана занял Виктор Кадылкин. На фоне обещаний обновить модельный ряд к концу 2013 г. завод вышел на рост выручки (+ 14%). И положение завода вполне может укрепиться по итогам 2014 г. — компании удалось заключить два госконтракта в сфере ОПК и оформить кредиты Сбербанка на 1,67 млрд руб. под гарантии Правительства РФ. Плюс ко всему на предприятии действует программа  по сокращению издержек.
 
«Проблема кризисных периодов в том, что издержки необходимо снижать адекватно падениям  рынка. А это иногда очень существенные решения. В том числе консервация избыточных площадей, снижение всех видов запасов мероприятия по энергетике, ну, и, конечно же, снижение численности сотрудников» — рассказал «ДК» Виктор Кадылкин.
 
Завод «Электромашина» (специализируется на выпуске военной техники) на фоне незначительного падения выручки также укрепил позиции. По словам генерального директора «Электромашины» Игоря Афанасьева, ситуация на предприятии вполне благополучная, сейчас завод остро нуждается разве что в персонале, что, по всей видимости, связано с гособоронзаказом: «В 2015 г. мы должны поставить на серийное производство комплекс новейших электронных систем электродвигателей по управлению, вооружению и защите бронетанковой техники» - пояснил г-н Афанасьев. Впрочем,  предприятие развивает выпуск и продукции невоенного назначения (роботизированная техника и электромеханические трансмиссии для Минобороны и МЧС, силовая электроника для локомотивов РЖД).
 
Машиностроительные компании, которые придерживаются подобной стратегии, чувствуют себя гораздо лучше – считает Александр Гончаров. Впрочем, у этого утверждения есть исключения. В частности ГРЦ имени Макеева по итогам 2013 г.  серьезно просел (выручка упала практически вдвое).
 
Впрочем, ситуация может измениться в связи с событиями на Украине.
«Главным экономическим событием года, имеющим далеко идущие последствия, является программа импортозамещения в оборонной промышленности, принятая на фоне событий на Украине – напоминает Сергей Колобов — Масштабное импортозамещение впервые вылилась в конкретную госпрограмму. Пока это коснулось ОПК, но есть основания надеяться, что это только начало».
 
Машиностроение может вообще стать новой точкой роста экономики региона.
«Сейчас всем понятно, что экономическая независимость и безопасность страны зависит от способности самостоятельно производить не только конечную продукцию, но и ее компоненты, и средства производства — ключевое оборудование, технологии, элементную базу» — заявил директор АИР Олег Пермяков.
 
В начале октября 2014 г. губернатор ЧО Борис Дубровский озвучил планы по формированию в регионе станкостроительного кластера, что многие эксперты также назвали обнадеживающим сигналом.
 
«Это вполне реальный и жизнеспособный проект. Более того, возрождение машиностроительной отрасли, частью которого является и станкостроение, давно назрело. Ведь одно дело производить металлопродукцию и совсем другое – машины, станки и оборудование, те есть товары с высокой добавленной стоимостью. В конце концов, активно развивающееся машиностроение будет предъявлять устойчивый спрос на металл и металлопродукцию» - прокомментировал идею создания станкостроительного кластера Александр Гончаров.

Раздел Черный металлопрокат, Машиностроительное оборудование, станки

Регион Челябинская область

Добавлено 22.10.2014; просмотров: 866

Источник Деловой квартал

Упомянутые предприятия

Фото Название предприятия Регион / Отрасли
Группа ЧТПЗ, ЗАО Группа ЧТПЗ, ЗАО
Челябинская область
Трубы
Трубопроводная арматура
Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО
Челябинская область
Черный металлопрокат
Трубы
Метизы и крепеж
Мечел, ОАО
Москва и Московская область
Черный металлопрокат
Уголь, торф, сланцы
Прочая металлопродукция, услуги

Другие новости по теме Черный металлопрокат:

Перейти на главную страницу промышленных новостей и публикаций

Вверх страницы