Metaprom.ru / Новости промышленности / Железнодорожное оборудование, техника / Россия, Казахстан и Белоруссия будут совершенствовать подготовку инженерных кадров

Россия, Казахстан и Белоруссия будут совершенствовать подготовку инженерных кадров

28 октября в г. Алматы в рамках Международной научно-практической конференции «Стандартизация и техническое регулирование в новых условиях» между ОАО «РЖД», АО «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» и ГО «Белорусская железная дорога» был подписан Меморандум о совершенствовании подготовки инженерных кадров для инновационного развития железнодорожного транспорта и  транспортного машиностроения.

Подписи под документом поставили старший вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, управляющий директор - главный инженер АО «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» Серик Толебаев, главный инженер ГО «Белорусская железная  дорога» Валерий Шубадеров и исполнительный директор НП «ОПЖТ» Николай Лысенко.

ОАО «РЖД», АО «НК «Казахстан темiр жолы», ГО «Белорусская железная дорога» (далее – Администрации железных дорог России, Казахстана и Белоруссии), представители ведущих предприятий транспортного машиностроения, входящие в состав Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», рассмотрев в ходе международной научно-практической конференции вопросы, связанные с обеспечением потребностей предприятий транспортного машиностроения в инженерно-технических кадрах, подчеркивают актуальность и особую важность разрешения проблем в целях создания благоприятных условий для инновационного развития высокотехнологического производства.

Обсудив вопросы подготовки инженерных кадров для железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения, участники конференции согласились, что необходимо существенно их совершенствовать. Учитывая мировой опыт формирования единого образовательного пространства, признавая Болонский процесс значительным шагом по совершенствованию образовательной системы в Европе, стороны отмечают его преимущества перед национальными образовательными системами в области повышения профессиональной конкурентоспособности выпускников ВУЗов, мобильности преподавателей и студентов, большей адекватности в условиях глобализации мировой экономики.

В условиях высокой межгосударственной интеграции транспортных систем задачи по совершенствованию инженерного образования, в полной мере отвечающего инновационному курсу развития техники и технологии, запросам экономики и общества, должны быть не только осознаны на государственном уровне, но и приняты к решению, исходя из понимания всей ответственности за те последствия, которые, как показывает исторический опыт, могут свести на нет усилия по технологическому прорыву.

В настоящее время кадровый дефицит инженеров, который стал сдерживающим фактором развития экономики, так же, как и недостаточная квалификация выпускников ВУЗов по направлениям подготовки бакалавров, наблюдается на многих ведущих предприятиях и даже в ряде отраслей, имеющих особую специфику своего функционирования. Ярким примером является железнодорожный транспорт.

Система образования функционирует, ориентируясь на европейские стандарты подготовки кадров, при этом не учитывает запросы конкретной отрасли, в частности, железнодорожного транспорта. Федеральные государственные образовательные стандарты не обеспечивают у выпускников ВУЗов формирования необходимых для железнодорожного транспорта профессиональных компетенций.

Подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров является важнейшей составляющей современного образовательного процесса в ВУЗах. Она должна в полной мере соответствовать принципам фундаментальности и глубины получаемых технических знаний, системности их взаимосвязей, интеллектуальной емкости процесса их получения, формирования гибкости инженерного мышления.

По мнению участников конференции, утрата этих базовых ценностей инженерного образования происходит в результате перехода высших учебных заведений на обязательную в рамках Болонской системы модульную структуру построения образовательных программ, теоретических дисциплин и практических курсов, обеспечение их возможной взаимозаменяемости при изменении направления специализации, а также переход к оценке качества подготовки специалиста через систему условных зачетных единиц.

Участники конференции считают, что необходимо привлечь внимание общественности и национальных образовательных институтов к этим проблемам и предложить ряд направлений деятельности для изменения складывающейся ситуации.

Среди них, в частности, следующие: утвердить приоритетными направлениями в системе профессионального образования развитие политехнических и отраслевых  университетов как центров образования, науки, культуры и инноваций.

Во-вторых, организовать с привлечением общественности, научно-образовательного сообщества и работодателей дискуссии с целью формирования современной модели инженерно-технического образования, ориентированного на инновационное развитие железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения.

Стороны намерены обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и науки Республики Казахстан и Министерство образования Республики Беларусь с предложением расширить перечень специальностей со сроком обучения пять лет, включив в его состав специальности, подготовка по которым обеспечивала бы инновационное развитие железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения.

Для реализации приоритетных программ развития железнодорожного транспорта, в том числе в рамках наднациональных проектов обновления транспортной инфраструктуры (в рамках Таможенного, Евразийского союза и др.) подготовить прогноз потребности в инженерных кадрах на длительную перспективу (10 лет), на основе которого выстроить вертикаль системы: школа – ВУЗ – производство с определением необходимых количественных и качественных индикаторов, отражающих степень решения глобальных задач, поставленных перед отраслью.

Стороны договорились способствовать обеспечению формирования устойчивых и долговременных связей ВУЗов с производственными предприятиями и научными центрами через организацию филиалов базовых кафедр в них и проведение производственной практики студентов.

Стороны намерены сформировать систему взаимодействия с работодателями, бизнес-структурами в решении вопросов подготовки специалистов и рабочих кадров, разработки профессиональных стандартов нового поколения, развития целевой подготовки специалистов, кадрового и научно-технологического прогнозирования, повышение престижа инженерно-технологического образования и научно-инженерной деятельности.

Кроме того, при решении задач модернизации подвижного состава и транспортной инфраструктуры будет аккумулирован и широко внедрен успешный опыт по реализации крупных отраслевых образовательных проектов и подготовки кадров высшей квалификации в процессе технологического инжиниринга.

Чтобы определить дальнейшие возможные шаги по повышению качества инженерного образования специалистов для железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения, администрации железных дорог России, Казахстана и Белоруссии планируют провести взаимные дополнительные консультации.

Раздел Железнодорожное оборудование, техника, Подвижной состав

Добавлено 29.10.2014; просмотров: 9169

Упомянутые предприятия

Фото Название предприятия Регион / Отрасли
Российские железные дороги, ОАО Российские железные дороги, ОАО
Москва и Московская область
Грузоперевозки, логистика

Другие новости по теме Железнодорожное оборудование, техника:

Перейти на главную страницу промышленных новостей и публикаций


Вверх страницы