ОАО РЖД и заводам уже не хватает 30 млрд рублей из ФНБ

ОАО РЖД и заводам уже не хватает 30 млрд рублей из ФНБ


По данным "Ъ", Минпромторг пытается ускорить выделение ОАО РЖД средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Монополия должна была получить 100 млрд руб. на инвестпрограмму, включая 60,2 млрд руб. на новые локомотивы, но пока ей досталось лишь 30 млрд руб.: большая часть средств задержана до осени на счетах ВТБ. Как поясняют источники "Ъ", Минпромторг может предложить Минфину выделить оставшиеся средства уже сейчас, потому что производители локомотивов из-за дороговизны кредитов могут столкнуться с кассовыми разрывами и остановить производство. Эксперты полагают, что проблемы заводов преувеличены.

Минпромторг может обратиться в Минфин по поводу предоставления финансирования ОАО РЖД для покупки локомотивов, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. По их словам, Минпромторг обеспокоен тем, что 60,2 млрд руб. средств ФНБ, которые должны были быть выделены монополии на локомотивы в 2015 году, не доведены до нее в полном объеме. Из-за этого в министерстве опасаются закрытия или частичной остановки заводов "Трансмашхолдинга" (ТМХ) и группы "Синара" Дмитрия Пумпянского, говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, в министерстве знают, что только за первый квартал ОАО РЖД должно 9,2 млрд руб. ТМХ за 61 локомотив и 3,6 млрд руб. "Синаре" за 32 локомотива. В ОАО РЖД вчера от комментариев отказались. Минпромторг и Минфин на запросы "Ъ" не ответили.
 
100 млрд руб. из ФНБ для инвестпрограммы ОАО РЖД правительство выделило в декабре 2014 года через ВТБ (объем программы — 414,1 млрд руб.). Банк должен был выкупить на эту сумму облигации монополии, но затем правила игры поменялись, и Минфин велел направить средства на покупку трехмесячных ОФЗ. Тогда ОАО РЖД не подписало с заводами контракты на закупку локомотивов, а предприятия приостановили производство и грозили массовыми увольнениями (см. "Ъ" от 30 января). В феврале ВТБ согласился кредитовать заводы на 15 млрд руб., а ОАО РЖД должно было расплатиться с банком за счет средств от размещения облигаций в пользу ВТБ. Но в итоге перевод всей суммы ОАО РЖД так и не состоялся: в конце марта ВТБ выкупил лишь первый транш облигаций монополии на 30 млрд руб., еще два транша по 15 млрд руб. обещал купить до 1 октября.
 
В итоге давление на Минфин и ВТБ продолжается. Как поясняет источник "Ъ", оплату по заказам ОАО РЖД производит через 60 дней после поставки, то есть заводы получат деньги только в июне. "Если бы ОАО РЖД не получило первые 30 млрд руб., было бы сложнее — кредита ВТБ хватило бы только до мая",— отмечает один из собеседников "Ъ". По его словам, для работы предприятий необходимо, чтобы еще 30 млрд руб. поступили уже к июлю. В ТМХ вчера лишь заявили, что проблем с отгрузкой локомотивов для ОАО РЖД сейчас нет, в "Синаре" на запрос "Ъ" не ответили. В ВТБ от комментариев отказались. Но, как говорит собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией на обоих заводах, производителей не устраивают и условия оплаты. ОАО РЖД выплачивает аванс в 25% стоимости локомотива, производство которого занимает не менее 120 дней, заводам приходится брать кредиты, но ставки слишком высоки. По его данным, "Синара" пытается договориться с ОАО РЖД об увеличении аванса до 50%.
 
Андрей Рожков из "Метрополя" считает, что опасения Минпромторга небезосновательны, но не столь масштабны, как это может показаться. По его оценке, из-за дороговизны кредитов и задержки платежей производители локомотивов могут потерять на контракте с ОАО РЖД 3-5% от операционной маржи, но вряд ли это может быть причиной закрытий предприятий.

Раздел Подвижной и тяговый состав, Грузоперевозки, логистика

Добавлено 17.04.2015; просмотров: 2332

Источник Коммерсант


Упомянутые предприятия

Фото Название предприятия Регион / Отрасли
Российские железные дороги, ОАО Российские железные дороги, ОАО
Москва и Московская область
Грузоперевозки, логистика

Другие новости по теме Подвижной и тяговый состав:

Перейти на главную страницу промышленных новостей и публикаций

Вверх страницы