Страдающие от роста цен на металл производители вагонов просят господдержки

Производители вагонов жалуются премьеру Дмитрию Медведеву, что им стали не по карману металл и кредиты. Бюджет мог бы помочь субсидиями, иначе заводам грозит банкротство

Экономические условия, в которых вынуждено в течение последних месяцев работать транспортное машиностроение, являются исключительно тяжелыми, создают угрозу банкротства, разрушения технологического единства значительной части предприятий, потери важных научно-технических компетенций», — описал ситуацию в отрасли исполнительный директор Объединения производителей железнодорожной техники (некоммерческое партнерство, основанное РЖД и производителями железнодорожной техники в 2007 г.) Николай Лысенко в письме премьеру Дмитрию Медведеву от 16 января (копия документа есть у «Ведомостей»).

Цены на основные материалы и энергоресурсы, используемые в производстве, в декабре 2014 г. — январе 2015 г. выросли на 10%, а рост стоимости некоторых металлов достигает 35%, объясняет Лысенко премьеру. Труднее стало работать и с банками, пишет руководитель объединения. Сейчас ставки для предприятий отрасли — «на уровне 25-30%, при этом фиксируются отказы банков (в том числе с госучастием) от кредитования даже в таких условиях», рассказывает Лысенко, не приводя примеров. «Возникает опасность потери десятков тысяч высокотехнологических рабочих мест, уменьшения налоговых платежей, снижения уровня жизни в десятках муниципалитетов по всей стране», — предупреждает Медведева руководитель НП.
 
Лысенко просит Медведева «дать поручение по выработке мер точечной господдержки предприятий транспортного машиностроения». Например, речь может идти о привязке кредитов к ключевой ставке ЦБ (сейчас они привязаны к ставке рефинансирования), 100%-ном субсидировании со стороны государства ключевой ставки по кредитам, выплате субсидий авансом за год и субсидировании заработной платы временно безработных сотрудников вагоностроительных предприятий, поясняет сотрудник крупного вагоностроительного холдинга (член объединения). Сколько потребуется средств из бюджета, он не говорит. В бюджет 2015-2017 гг. заложены субсидии только для покупателей инновационных вагонов и лизинговых компаний (всего 7,1 млрд руб.). О серьезных проблемах вагоностроителей с кредиторами пока не было известно. Общий долг «Уралвагонзавода» по РСБУ на 30 сентября 2014 г. был 55,5 млрд руб. при выручке за девять месяцев 52,8 млрд руб. Тихвинский вагоностроительный завод (входит в Объединенную вагонную компанию группы ИСТ) финансовые результаты не раскрывает. А у Тверского вагоностроительного завода (входит в «Трансмашхолдинг») на 30 сентября 2014 г. был только долгосрочный долг — 5,1 млрд руб. по РСБУ при выручке 18,6 млрд руб.
 
О реакции Медведева неизвестно. Получить комментарии пресс-секретаря Медведева не удалось. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.
Это не первая жалоба вагоностроителей. В декабре прошлого года другое НП — Объединение вагоностроителей (ОВС, основано в 2001 г. «Уралвагонзаводом» и другими вагоностроителями) — пожаловалось на рост стоимости металлургической продукции в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что служба будет наблюдать за ценами на металл для вагоностроителей (его слова приводит «Интерфакс»). Вчера представитель ФАС на вопросы «Ведомостей» не ответил.
 
Рост стоимости металлургического сырья «несет прямую угрозу остановки вагоностроительной отрасли, делая рентабельность производства отрицательной», отмечало ОВС в своем сообщении. С этим соглашается и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его подсчетам, повышение цен на металл для выпуска вагонов и колес приведет к росту себестоимости вагонов на 150 000-200 000 руб. (до 15% от цены вагона). «В условиях резкого сокращения спроса в связи с ростом процентных ставок по кредитам и лизингу это сделает практически все вагоностроительные предприятия убыточными», — констатирует эксперт.
 
Основные поставщики металлургической продукции для вагоностроителей — ОМК, Evraz (производят колеса), «Северсталь» и ММК (производят прокат). В IV квартале 2014 г. существенно выросли цены в рублях на сырье для производства колес (около 50%, а по отдельным позициям и более) — чугун, металлолом, ферросплавы, объясняет рост стоимости продукции для вагоностроителей представитель ОМК. Об этом же говорит сотрудник другого крупного поставщика вагоностроителей. Как правило, цены на металлургическое сырье в России рассчитываются на основе экспортных контрактов и растут из-за девальвации рубля, объясняет сотрудник еще одной металлургической компании. «Еще один момент — девальвация делает более привлекательным экспорт металлопродукции, что, в свою очередь, сокращает предложение в России», — отмечает он.

 

Раздел Подвижной и тяговый состав, Черный металлопрокат

Добавлено 19.01.2015; просмотров: 3789

Источник Ведомости

Упомянутые предприятия

Фото Название предприятия Регион / Отрасли
Тихвинский вагоностроительный завод, ЗАО Тихвинский вагоностроительный завод, ЗАО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Подвижной и тяговый состав
Вагонные запчасти
Северсталь, ПАО
Вологодская область
Черный металлопрокат
Метизы и крепеж
Прочая металлопродукция, услуги
Уралвагонзавод, ОАО
Свердловская область
Подвижной и тяговый состав
Спецтехника
Прочий транспорт и техника, услуги

Другие новости по теме Подвижной и тяговый состав:

Перейти на главную страницу промышленных новостей и публикаций

Вверх страницы