«Мечел» покупает порт Ванино за 15,5 млрд рублей

«Мечел» покупает порт Ванино за 15,5 млрд рублей

В минувшую пятницу прошли конкурентные переговоры между «ВТБ Капитал» и претендентами на 55 % от уставного капитала (73 % голосующих акций) ОАО «Ванинский морской торговый порт». Участники торгов, проходивших в два этапа, озвучили стартовые предложения, после чего можно было еще раз увеличить цену. Третий этап торгов состоялся бы в случае совпадения предложений от двух и более претендентов.

Самую высокую цену (5,5 млрд рублей) на первом этапе предложила структура холдинга Владимира Лисина — ЗАО «Порт Инвест». Однако на втором этапе этот участник поднял цену только на 100 млн рублей. Основные претенденты, как выяснилось позже, в первом раунде действовали скромно: En+ предложила 1,55 млрд рублей, «Мечел-транс» — 2,99 млрд рублей. Однако уже на втором этапе En+ увеличила ставку до 10,5 млрд рублей, а «Мечел-транс» повысила цену за пакет до 15,5 млрд рублей. Размер предложений от остальных претендентов не превысил 6 млрд рублей. В торгах принимали участие подконтрольное «Сибуглемету» ОАО «Междуречье», входящий в группу Alltech «Сибирский антрацит» и СУЭК. Сумма, предложенная «Мечел-транс», превысила стартовую цену пакета в 1,5 млрд рублей (более чем в 10 раз).

Итоги торгов стали неожиданностью, так как основными претендентами на Ванино считались En+ — владелец 28,1 % уставного капитала и 21,6 % голосующих акций, а также UCL Лисина.

Представители En+ поздравили победителя и заявили, что теперь ждут от «Мечел-транса» оферту, которую компания должна сделать для миноритариев. Как стало известно от источника, знакомого с ситуацией, «Мечелу» для выкупа голосующих акций придется потратить 5,6 млрд рублей, из них более 4,6 млрд рублей на покупку доли En+. В общей сложности сумма, потраченная на покупку порта, может достигнуть 21,2 млрд рублей. В «Мечел-трансе» заявили, что комментировать ситуацию до одобрения сделки на правительственном уровне не будут.

Претенденты, принимавшие участие в торгах, рассказали, что рыночная стоимость госпакета не превышает 6 млрд рублей. Один из участников отметил, что это понимали все претенденты, однако «Мечел-транс» и En+ были готовы переплатить значительную сумму. Собеседник добавил, En+ действовал как совладелец порта, и его желание выиграть торги вполне объяснимо, в то время как настойчивость «Мечела» для всех оказалась неожиданной. Также он заметил, что «Мечел-транс» своей готовностью переплачивать за госпакет продемонстрировал, насколько важен для него этот порт.

«Мечел-транс» планирует использовать порт для экспорта угля, но в данный момент через Ванино проходят небольшие объемы. Так, в 2011 году из 5,9 млн тонн общего грузооборота доля угля и кокса составила лишь 1,6 млн тонн. Ванино также переваливает черные и цветные металлы, глинозем, руду, лес и пиломатериалы, автотехнику и контейнеры. По итогам 2011 года выручка порта достигла 1,56 млрд рублей, а чистая прибыль — 339 млн рублей. Сейчас порт Ванино недозагружен, кроме того, его грузооборот падает (в 2011 году на 1,7 %). Однако потенциал для роста есть. Один из участников торгов рассказал, что Ванино имеет пропускную способность причального фронта 8,8 млн тонн, а если учитывать паромную переправу, этот показатель достигает 13,7 млн тонн. При минимальных затратах объемы можно нарастить до 3,8 млн тонн от текущих показателей за счет перевалки угля на четырех причалах.

В настоящий момент «Мечел-транс» с Ванино не работает, сейчас через порт переваливают уголь «Сибирский антрацит», «Сибуглемет», а также En+ в небольших объемах. У «Мечела» на Дальнем Востоке есть собственный порт Посьет, через который в 2011 году было перевалено порядка 4 млн тонн угля. Представители «Мечел-транса» объявили о готовности компании увеличить мощности Посьета в два раза. Кроме того, «Мечел» арендовал участок рядом с Ванино, в бухте Мучке, где планирует начать строительство нового угольного терминала на 20-25 млн тонн. Мощность первой очереди должна составить 5 млн тонн. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что из-за не очень удачного расположения Посьета существуют определенные сложности с пропускной способностью железной дороги, что накладывает ограничения на развитие порта. Также источник подчеркнул, что с учетом выкупа Ванино в ближайшей перспективе строительство терминала в Мучке не имеет смысла, но тем не менее это неплохой резерв для последующего развития. Собеседник считает, что благодаря выходам Ванино и на БАМ, и на Транссиб «Мечел» сможет наладить эффективную доставку угля со своих месторождений, в частности, с Эльгинского.

Несколько участников рынка считают, что помощь в покупке Ванино «Мечелу» окажет один из азиатских партнеров компании. Один из источников предполагает, что у компании уже есть договоренность о продаже 25 % «Мечел-Майннинга», и именно эти деньги могут пойти на приобретение порта, через который удобно переваливать уголь с Эльги. Еще один участник рынка заявил, что «Мечел» мог привлечь партнера конкретно под развитие Ванино, но тоже с дальнейшим прицелом на поставки больших объемов угля в его интересах. Этим партнером может оказаться южнокорейская Posco. В южнокорейских СМИ в ноябре появилась информация о том, что «Мечел» предлагал Posco совместными усилиями модернизировать терминал, который находится в северокорейском порту Раджин. Представители Posco подтвердили заинтересованность «Мечела» в этом проекте. Минтранс сообщил о планах Posco построить терминал рядом с Ванино — в Советской гавани. Posco по этому поводу комментариев не дает.

Алексей Морозов из UBS рассказал, что «Мечелу» в любом случае необходим еще один терминал конкретно под Эльгу. В компании решили, что покупка выгоднее строительства нового объекта в Мучке. Однако Морозов не уверен в том, что азиатские партнеры могут профинансировать эту сделку, так как на рынке в данный момент нет дефицита угля и, следовательно, вкладывать такие деньги под гарантии поставок «Мечела» нет смысла. Эксперт добавил, что за счет роста перевалки различных грузов Ванино может быть эффективен в качестве самостоятельного бизнеса. Один из участников торгов заявил, что на базе Ванино реально создать крупнейший многоцелевой порт, пропускная способность которого превысит 50 млн тонн в год. Для реализации такого проекта может потребоваться порядка 850 млн долларов инвестиций.

Источник: Metaprom.ru по материалам ИД «Коммерсантъ»

Добавлено 11.12.2012; просмотров: 1176


Новые обзоры и публикации раздела Прочее промышленное оборудование, услуги

Фото Тема Дата Просмотров
Компания РЕКАРА: особенности лазерной резки в Екатеринбурге 16.05.2022 32256
Сертификация бытовой химии 06.05.2022 30242
Германия вводит внешнее управление над Gazprom Germania 05.04.2022 31363
ОАО РЖД расстается с французскими активами 04.04.2022 31388
Промышленность ждет большого кризиса 25.03.2022 31941
Российские компании теряют доступ к западным технологиям нефтесервиса 21.03.2022 32136
Власти подготовили план поддержки ТЭКа 18.03.2022 32308
Будущее за Сибирью 17.03.2022 32368
Белый дом снимает ограничения в стройке и на границе 16.03.2022 32384
Промышленность предлагает сдержать тарифы на электроэнергию 15.03.2022 32425


Вверх страницы